00:14 Школы не закроются,но многие поменяют статус. | ||
«Оптимизация» – при этом слове работники бюджетной сферы сразу начинают чувствовать себя неуютно. В первую очередь потому, что сам процесс оптимизации весьма болезненный, связанный с закрытием отдельных социальных объектов, а значит с сокращением служащего персонала. Большие изменения в ближайшее время ожидаются в образовательной системе района. Об этом наш разговор с начальником районного отдела образования Ильсуром Садиковым. – Ильсур Мансурович, мы знаем, что принята муниципальная целевая программа развития сети образовательных учреждений района на 2010-2012 годы. Что послужило основанием для ее разработки и каковы главные цели этой программы? – Основанием для разработки программы послужили Закон РФ «Об образовании», Закон РТ «Об утверждении нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан на 2010 год» и Соглашение об обеспечении реализации принципа нормативного финансирования общеобразовательных учреждений между Министерством образования и науки РТ, органами местного самоуправления и образовательными учреждениями. Главными целями этой программы являются предоставление доступного и качественного образования нашим детям и развитие гибкой многофункциональной сети образовательных учреждений. Стратегия развития муниципальной образовательной системы продиктована необходимостью реализации комплексного проекта модернизации образования в нашем районе. – И все же, что явилось, на Ваш взгляд, основной предпосылкой столь масштабных преобразований – демографическая ситуация или экономические причины? – Я бы на первый план поставил, прежде всего, необходимость повышения качества образования на основе разработанных государственных стандартов. Хотя, безусловно, не менее значимыми являются и нынешняя демографическая ситуация, и экономические причины. Для наглядности приведу ряд примеров. Так, число учеников на одного учителя по норме должно составлять по городу 17,6 – у нас 8,67, по селу – 11, у нас в районе – 4,74. Наполняемость классов по городу (Рыбной Слободе) должна быть 25 учеников, в действительности – 17,33, в селе – 14 учеников, в натуре – 6,77. (В некоторых школах учеников чуть больше, чем учителей). Цифры говорят сами за себя. Добавлю, что это наихудший показатель по республике в «соотношении ученик-учитель». Причем хочу отметить, что качество образования в сельских малокомплектных школах существенно ниже. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты ЕГЭ. Немаловажна и экономическая составляющая. Затраты на одного обучаемого в год в некоторых малокомплектных школах в 2 и более раз выше, чем в базовых. (Сюда входит и зарплата учителей, и выделяемые финансовые средства на содержание и эксплуатацию зданий школ и другие расходы.) Как мы видим, все это экономически неэффективно и такое положение не может устраивать ни нас, ни руководство района, республики и страны в целом. – Ильсур Мансурович, так что же конкретно предстоит сделать в районе для создания эффективной сети школьных и дошкольных учреждений и обеспечения доступа учащихся сельской местности к качественному образованию? Какие школы непосредственно коснется оптимизация? – Оптимизацию планируется проводить в несколько этапов. В 2011-2012 учебном году реорганизуются средние общеобразовательные школы в основные: Бетьковская, Больше-Ошнякская, Козяково-Челнинская, Кукеевская, Шеморбашская, Юлсубинская, Старо-Арышская, Ямашевская. Больше-Салтанская, Тябердино-Челнинская и Шумковская основные школы реорганизуются в начальные, а Алан-Полянская и Мало-Атмасская начальные школы – в учительские дома. В 2012-2013 учебном году Биектауская, Корноуховская и Масловская средние общеобразовательные школы получат статус основных. А основные Бетьковская, Больше-Ошнякская, Больше-Кульгинская, Козяково-Челнинская, Нижне-Тимерлекская, Русско-Ошнякская, Шетнево-Тулушская станут начальными школами. Обращаю внимание на то, что ни одна школа в районе не закроется (если в селе есть дети школьного возраста), а лишь поменяют свой статус. Сейчас в районе открыты 13 школьных маршрутов, на которых задействованы 6 школьных автобусов. Сеть школьных перевозок включает 20 населенных пунктов. В течение двух лет планируется открыть дополнительно еще 15 маршрутов, закупить еще 5 автобусов, но самое, пожалуй, главное и проблемное – это построить (или отремонтировать) дороги, по которым будут курсировать школьные автобусы. Только при таких условиях возможна реализация целевой программы. – При проведении любой оптимизации всегда возникает очень болезненный вопрос – сокращение работающего персонала. Как Вы планируете решать эту проблему? – К сожалению, мы тоже не минуем этой участи. На сегодняшний день кадровый состав в системе районного образования составляет 1168 человек. Из них 695 педагогических работников, 78 –административных, 347 – технических и 48 – учебно-вспомогательного персонала. В 2011-2012 году планируется освободить 102 работника, из которых 48 педагогов. В 2012-2013 году- 109 работников (62 педагога). Мы надеемся, что решению проблемы будет способствовать передача обслуживающего персонала школ под крыло специализированных организаций (аутсортинг), сокращение в штатных расписаниях школ сверхнормативных должностей, а также переобучение и трудоустройство учителей (не пенсионного возраста) по востребованным педагогическим специальностям. Некоторые высокопрофессиональные педагоги будут привлекаться к подготовке учащихся к ЕГЭ (репетиторству). Кроме того, в настоящий момент в районной образовательной системе работают 73 пенсионера по возрасту. Это тоже должно способствовать снижению уровня вероятной безработицы. Хотя, конечно, проблема эта самая трудно разрешимая и болезненная. Наша задача всячески помогать с трудоустройством высвобождаемого в связи с оптимизацией педагогического и технического персонала. – И, наконец, последний вопрос. Каких позитивных изменений, положительных результатов Вы ждете от реализации этой муниципальной целевой программы? – Мы надеемся, что с помощью реструктуризации улучшится качество образования. Этому будут способствовать такие факты, как то, что все учебные предметы будут вести только специалисты; учащиеся будут иметь большие возможности для дополнительного образования; будут обеспечены равные стартовые возможности для учеников начальной школы; повысится профессиональный уровень педагогов (возрастет конкуренция); будут созданы условия для решения проблем профильного обучения. Создание эффективной сети образовательных учреждений позволит увеличить наполняемость классов, довести их до норматива, сосредоточить материальные, финансовые, кадровые ресурсы в перспективных базовых образовательных учреждениях при этом эффективно использовать высвободившиеся помещения для кружковой работы, а также снизить затраты на коммунальные услуги, ремонт зданий и т.д. Безусловно, реализация программы – процесс сложный, трудный, во многом не популярный, но необходимый и давно назревший. Ее решения настойчиво требует сегодняшняя действительность. – Остается только пожелать Вам успеха в этом масштабном начинании. – Спасибо!
| ||
|
Всего комментариев: 0 | |

| | | ||||||
| | | ||||||
| | | ||||||
| | |