В глубокую древность, около миллиона лет тому назад, в начале так называемого четвертичного периода, задолго до появления человека на территории нашей республики были другие природные условия. Самой большой рекой тогдашней Восточной Европы была Кама - первоначальная Кама или пра-Кама. Одним из ее притоков являлась река, протекавшая в долине современной Волги и впадавшая в эту пра-Каму там, где теперь Кама впадает в Волгу. Нынешней Волги тогда еще не было. Мы не поверили бы своим глазам, увидев на берегу современной Волги и Камы типично южных животных, как слоны и носороги. Но в те дале-кие времена они обитали. Тогда климат был теплым.
Но картина изменилась, наступил период сильного похолодания, Великое оледенение. Началось оно около 800 тысяч лет тому назад. Ледник достиг общей площади 5 млн.кв.км, толщины до 2 км. Граница его не доходила до Татарстана на 100-120 км. Ледник продвигался на юг, оттуда дули холодные ветры. В наших краях установился холодный арктический климат. Местность напоминала современную тундру. Теплолюбивые растения и животные вымерли и вместо них в предледниковой зоне появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, песцы.
Прошли тысячелетия. Климат менялся, ледник таял. Это внесло большие изменения в речную сеть. Вытекавшие из-под ледника обильные воды переливались в Каму и 'перепилили' ее. Начался процесс образования современной Волги. Ледник таял, отступая на север, уступил место теплу. Установился климат, почти соответствующий современному.
У нас на Каме каждый год добывают гравий. Черпалки-машины стоят на воде и из глубины своим ковшом достают этот стройматериал. Гравий поставляют на завод ЖБИ и в места прокладывания дорог. Рабочие, когда разравнивали дорогу, увидели громадные кости, доставленные вместе с гравием. Это были останки мамонта. Зубы, бивни, бедренная кость животного были найдены около лагеря 'Березка', на грузовом причале, где склад гравия, на реке Бетьке около Анатышской пасеки и реке Ошнячке около деревни Большой Ошняк. Когда-то в тех местах был лес, и в нем водились такие диковинные животные.
Кости отдельных частей мамонта хранятся в районном и школьных краеведческих музеях сел Масловка и Урахча. Зубы и челюсть мамонта имеются в школьном музее гимназии ? 1 Рыбной Слободы.
Первые люди на территории современного Татарстана появились в эпоху палеолита - древнего каменного века около 100 - 40 тыс. лет тому назад. Тогда в этих краях господствовал холодный, сухой климат, присущий приледниковым тундровым зонам. Стоянка людей того времени обнаружена в Тетюшском районе Республики, недалеко от с. Бессоново. Обитатели этой стоянки относились к неандертальцам (по названию останков древнего человека, найденного в долине р. Неандерталь в Германии). Эти племена занимались охотой и собирательством, жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни.
40-12 тыс. лет тому назад наступило на Земле потепление. Ледник отступил к северу. Теплолюбивые животные и люди мигрировали на территорию Среднего Поволжья. Тогда сложился почти современный тип людей, зародилась религия. По берегам рек Волги и Камы учеными-археологами были обследованы места обитания людей этого периода.
В эпоху мезолита - среднего каменного века (VIII-V тыс. лет до н.э.) заметно изменился образ жизни человека. Коллективная охота на крупных животных, которая была почти единственным способом добывания пищи, ушла в прошлое. Люди изобрели лук со стрелами, гарпун, рыболовные сети и крючки, лодки-долбленки с веслами. Резко возросла роль рыболовства. На мелкого зверя (лося, кабана, медведя и пр., птицу, которые появились после потепления), человек мог охотиться небольшими группами или поодиночке. Изменилась технология обработки камня, изобретались новые виды орудий труда: скребок, проколка, наконечники стрел. Кабы-Копрынская, Усть-Камская, Сюкеевская, Тат. Азибейская стоянки дают интересный, богатый материал для изучения жизни людей в средне-каменный век.
В IV - первой половине III тысячелетия до н.э. был поздний каменный век - неолит. Тогда люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Жили они в больших укрепленных поселках. Территория Татарстана стала более многолюдной. Много поселений охотников, рыболовов располагались по берегам рек и озер. Они состояли из домов-полуземлянок. Стоянки позднего каменного века найдены у поселков Обсерватория, Займище, Боровое Матюшино на Волге, сел Лебедино, Дубовая Грива, Игим на Каме. У этих племен было много различных орудий труда: топоров, дротиков, рыболовных крючков, тесел и т.д.
Изделия этого периода хорошо отшлифовывались, при их изготовлении применяли сверло. Человек научился лепить глиняную посуду. В ней на огне готовили пищу. Такую посуду применяли и для хранения зерна и продуктов.
Во второй половине III - начале II тысячелетия до н.э. человек узнал о полезных свойствах меди. На территории Татарстана обнаружены предметы волосовской археологической культуры (от названия с. Волосово, расположенного недалеко от г. Мурома на р. Оке). Волосовцы занимались по-прежнему охотой, рыболовством, собирательством, начали переходить к земледелию и скотоводству. В местах обитания волосовских племен археологи нашли мотыги, ступки для растирания зерна, остатки самих зерен, кости домашних животных. Волосовцы начали осваивать металл. Из меди изготовляли женские украшения, ножи, шилья, наконечники стрел и т.д.
Наступила эпоха бронзового века, эпоха господства производящего хозяйства (начало II - I тысячелетия до н.э.). К нему первыми перешли потомки волосовских племен. Эти племена отличались совершенствованием технических навыков и умений.
Центрами производства бронзы в крае были юго-восточные районы Татарстана, по побережью рек Мензели, Ика, Зая. Потомки волосовских племен жили в окрестностях Казани (у поселков Займище, Балым, Карташиха, Атабаево). Ученые их назвают условно приказанскими племенами. Приказанцы знали строительное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сеяли просо, пшеницу, ячмень. Зерно хранили в хозяйственных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней. Приказанские племена верили в существование души и ее переселение.
Закамская территория Татарстана населялась племенами срубной культуры (их название связано с тем, что умерших хоронили в деревянных срубах). Они были пришлыми племенами, переселились в эти края из южных областей.
Памятники приказанской и срубной культур показали серьезные изменения в жизни людей, улучшении условий жизни, появлении возможности иметь запасы зерна и продуктов. В данную эпоху стал развиваться обмен продуктами и изделиями с племенами, жившими на Урале, в Западной Сибири, южных степях Восточной Европы, на Кавказе. Из этих мест привозили металл и металлические изделия.
Недалеко от с. Троицкий Урай, в 5 км от с. Рыбная Слобода учеными-археологами обнаружена стоянка первобытных людей на Широкой Горе. Древнее поселение - городище было обследовано казанским археологом XIX века П.А.Пономаревым. Пономарев Петр Алексеевич (1847-1919) - историк, археолог, один из Учредителей и почетный член Общества археологии, этнографии и истории при Казанском государственном университете, преподаватель Родионовского института благородных девиц, частной женской школы в Казани. Он проводил археологические раскопки древних и средневековых памятников Поволжья. Написал много трудов по археологии бронзового и раннего железного веков, истории Волжской Булгарии
П.А.Пономарев установил наличие на Широкой Горе, на правом берегу Камы городища - древнего, укрепленного поселения. Место это изрезано многочисленными оврагами, образовавшими целую систему мысов. Один из них издавна привлекал внимание древних людей. Площадка мыса довольно ровная, с напольной стороны ограждена мощным валом и глубоким рвом. Высота вала около 5 м, ширина его в основании 30 м, длина почти 100 м. Существует много преданий, связанных с этим местом. Одни говорят, что вал насыпан древними воинами, возвращавшимися из дальних походов за р. Каму, другие уверяют, что под валом в древние времена разбойники прятали награбленные сокровища.
В 1940 году городище на Широкой Горе обследовала известный советский археолог А.В.Збруева. В 1954 году была проведена разведка археологами Казанского филиала Академии наук СССР. В 1973 году были проведены новые раскопки.
Срезая слой за слоем, археологи установили, что возникновение древнего поселения на Широкой Горе относится к VI-V векам до н.э. Оно в раннее время принадлежало угро-финнам, далеким предкам марийцев и удмуртов. Не сохранилось имя этих племен, поэтому археологи выделили их памятники в ананьинскую культуру.
Две с половиной тысячи лет назад кто-то из угро-финнов, облюбовав Широкую Гору, предложил устроить здесь поселок. Мы не знаем, кто это был: возможно, это вождь рода или зашедший, преследуя дичь, охотник; может рыбак, спустившийся по р. Каме. Но он не ошибся: место для устройства укрепленного поселка было весьма удобным. Широкая и сравнительно ровная площадка городища удобна для расположения жилищ; достаточно было с северной стороны возвести вал и выкопать ров, как местность становилась неприступной. Возведения укрепленных поселений требовала неспокойная обстановка, вражда между родами и племенами.
При раскопках удалось обнаружить ряд очагов, относящихся к VI - V вв. до н.э. Найдено много обломков круглодонной глиняной посуды, украшенной узором из оттисков шнура, гребенчатых отпечатков и ямочных вдавлений. В раскопе встречена привеска из фаланги кабана, украшенная заштрихованными треугольниками. Она привлекала внимание своей формой и орнаментацией. Особенно много предметов было обнаружено в яме ?8. Археологи осторожно вынимали глиняные пряслица-маховички, которыми пользовались древние прядильщицы, костяные наконечники стрел.
В трудах Альфреда Хасановича Халикова (1929-1994), доктора исторических наук, археолога Института языка, литературы и истории лауреата Государственной премии РТ раскрыты вопросы развития человеческого общества на территории Среднего Поволжья. Ученый сделал описание волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской, пьяноборской культур. Он раскрыл историю каменного, медно-каменного веков, эпохи бронзы и железа.
Развитие орудий труда, производительных сил, самого производства приводило к качественным изменениям и в области общественных отношений. А.Х.Халиков определил, что в VIII-III вв. до н.э. первыми в нашем крае в железный век вступили ананьинские племена, те самые, которые жили недалеко от Елабуги. Обитатели Широкой Горы, их цивилизация также входит в ананьинскую культуру.
Ананьинцы занимались скотоводством и земледелием, было развито ремесло. Они поддерживали широкие торговые связи с отдаленными племенами и народами. К ним проникали отдельные предметы греческого и египетского производств. На Широкой Горе были найдены серебряные монеты, чеканенные в далеком Сасанидском Иране. Археологи нашли много древних вещей того периода: орудия труда, оружие, украшения и принадлежности костюма. Обнаружили большое количество земляных ям-кладовок, служивших в древности для хранения зерна. На стенках некоторых ям сохранились следы обмазки и обжига. Было найдено много обломков костей животных и рыб. Одним из предков ананьинцев были приказанские племена. Ананьинцы возводили первые военные укрепления и настоящие крепости. Возможно, Широкая Гора была военным укреплением. Частые военные столкновения могли происходить с соседними племенами. У ананьинцев в обществе была прослойка ремесленников, особенно оружейников.
Спустя тысячу лет Широкая Гора вновь была заселена. Очевидно, в этот период был подсыпан вал и углублен ров. Основная жизнь обитателей того периода протекала на открытых поселениях, расположенных рядом с городищем. Но во время опасности они уходили за стены городища. Кроме того, в середине I тысячелетия н.э. было построено небольшое дополнительное городище на соседнем мысу.
Все раскопки, проведенные на этом памятнике, подтвердили наблюдения предшествующих лет о хозяйстве и общественном устройстве племен ананьинской культуры.
Переход к железным орудиям труда содействовал дальнейшему развитию хозяйства. У отдельных людей стали накапливаться запасы продовольствия, ценностей. Их можно было продать или обменять, накапливая новые богатства. Вот почему у этих племен были обширные торговые связи. Греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.
Новая эпоха в истории народов была связана с Великим переселением народов. В 375 году началось передвижение гуннов с восточных степей на Европу. Хунны-гунны в Европе были новым племенем. О них писал историк того времени Аммиан Марцеллин. 'У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь, гоня перед собой упряжных животных и стада; наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми: Гунны - прирожденные всадники, 'они приросли к коням'. Даже спят пригнувшись к узкой шее своей скотины'.
Гунны были очень сильным и многочисленным народом, они не хотели никому подчиняться. Занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Основным их богатством были лошади и овцы.
По словам китайского историка Сыма Цяна хунны усилились, покорили все северные племена и образовали свое сильное государство. Основной повинностью мужского населения была военная служба. Государство хуннов проводило завоевательные походы. Оно захватило все северные территории - предгорья Алтая и Прибайкалья, богатые разнообразными полезными ископаемыми. Сразу же после захвата новых земель хунские мастера приступали к разработке месторождений железа. Появлялись поселения металлургов, литейщиков, кузнецов, которые снабжали армию оружием и походным снаряжением. Строили города, крепости, поселения ремесленников.
Хунны соперничали с Китаем. Они захватили территорию, по которой пролегал Великий Шелковый путь, тем самым препятствовали торговле Китая с Западом. Хунны стали вести постоянные войны с Китаем. Часть хуннов пошла на Запад. Они появились по берегам Аральского и Каспийского морей. Далее переправились через Волгу. Стали двигаться на территорию Восточной Европы. В объединении хуннов были племена, говорившие в основном на тюркском языке. При переселении с Востока на Запад они согнали с обжитых мест многие народы, среди которых, очевидно, были болгары и сувары - далекие предки татарского народа.
В VI веке тюрки создали государство - Тюркский каганат. Тюрки двигались по пути, проложенному хуннами. Завоевали много земель от Желтого моря на востоке до причерноморских степей на западе. Огромное государство, которое держалось силой оружия, не могло долго существовать. Тюркский каганат распался на две части: Западный (от Алтая до Черного моря) и Восточный (от Алтая до Великой китайской стены).
Тюркский каганат сыграл важную роль в истории народов Средней Азии и Восточной Европы. Тюрки не разрушали оседло-земледельческие области. Они просто собирали дань с местного населения и развивали торговлю. Тюрки создали культуру, основанную на письменности. Вместе с этим зародился общетюркский литературный язык. В тюркское время получили свое дальнейшее развитие градостроительство, архитектура, искусство.
В районе слияния рек Волги и Камы во времена Тюркского каганата образуются новые племена. В науке их называют именьковскими (от названия с. Именьково Лаишевского района) племенами. Это в 30-35 км от Рыбной Слободы. Традиции и культура именьковцев резко отличается от местных племен. У них было развито земледелие, они первыми среди местных племен начали обрабатывать землю плугом. Было у них развито и скотоводство. Одним из первых эти племена начали пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму.
Этническая принадлежность именьковцев до сих пор является предметом споров. Одни ученые считают их тюрками, другие - славянами.
В результате распада Тюркского каганата в VII веке возникли новые государственные объединения. Одним из них была Великая Болгария в Приазовье. Но и она распалась на более мелкие государственные образования. На рубеже IX-X веков в Поволжье и Прикамье возникло крупнейшее государство Восточной Европы - Волжская Булгария. В ее истории запечатлена большая страница истории народов Среднего Поволжья и Прикамья.
Волжская Булгария - первое государство в крае. По уровню экономического, общественно-политического и культурного развития она ничем не уступала Киевской Руси, западноевропейским государствам. Булгары явились создателями одной из цивилизаций Европы.
Начиная с VIII-X веков близкое соседство, тесные торговые отношения, хозяйственные и культурные связи содействовали продвижению славян в эти края.
Славяне в Поволжье появились очень давно. Арабский географ Ибн-Хордадбех сообщал, что купцы из славян спускались до р. Итиля (устье Волги). Заплатив десятую часть товара Хазарскому каганату, получали право торговать по всему побережью Каспийского моря.
Волжская Булгария также торговала с Русью. Даже создавались русские поселения. Они были во многих местах Булгарского государства - Булгаре, Биляре. В Казани также постоянно жили русские купцы. У них было свое отдельное поселение. Одно из таких поселений существовало на месте Богородицкого Монастыря (ул. Б.Красная). Там у русских была своя церковь и кладбище. Влияние русских в Поволжье усиливалось в результате установления дипломатических отношений и заключения браков.
Были и военные походы, особенно по мере укрепления Владимиро-Суздальского княжества. Русские служилые, посадские люди, крестьяне, привлекаемые некоторыми льготами, природными богатствами края, собирались с разных сторон земли русской и заселяли окраинные земли.
Новгородские ушкуйники в XII веке доходили до Камы. На Вятке основали г. Хлынов. Появились и другие населенные пункты.
Приток русских людей в наши края особенно активизировался в эпоху Золотой Орды (вторая половина XIII - начало XV вв.) и Казанского ханства (1445-1557 гг.). Этому способствовала, в первую очередь, торговля. Происходили, конечно, и военные столкновения за расширение сферы влияния на Волжском торговом пути. Часть русских племен оставалась жить в наших краях, татарские племена - в русских городах.
В 1552 году под ударами русских войск Казань пала. Территория Казанского ханства была присоединена к Русскому государству. Началось мирное переселение русских людей на Среднюю Волгу.
Старожилы нашего села: Субботин Степан Петрович (1891-1984), Чернова Антонина Васильевна (1913-1985), Челякова Зоя Семеновна (1910-1994), Караганов Сергей Васильевич (1911 г.р.), Пузырьков Василий Александрович (1920 г.р.), Покатаева Антонина Петровна (1919-2004), Куклев Иван Семенович (1931 г.р.) и многие другие по воспоминаниям своих предков утверждают, что в наше село переселились крестьяне Рязанских, Новгородских, Псковских земель.
С.П.Субботин хорошо знал свою родословную. Им было составлено древо жизни семи колен. По его словам, поселенцами наших земель являлись выходцы Рязанской и Новгородской губерний. Еще во времена монгольского нашествия князь Мещерский переселил своих рыбаков из Рязани на Каму, на место нашего села. Это подтверждается данными археологических раскопок. Были найдены рыболовные крючки, идентичные с крючками рязанских рыбаков, и технология отлова рыбы была также одинаковой.
В дозорной книге с. Трехсвятское, которое расположено недалеко от Елабуги, указано, что Рыбная Слобода является дворцовым селом. Почти все женщины с раннего возраста до старости занимались кружевоплетением. Это занятие было основано теми людьми, которые были переселенцами. Стиль кружевоплетения слободчан был такой же, что и у кружевниц Новгородской губернии.
По словам старожила с. Сорочьи Горы Карповой Зои Федоровны (1912 г.р.), в наше село первыми переехали 4 семьи из д. Шуран, они с собой привезли навыки рыболовства.
Раньше поселение находилось с восточной стороны (в районе ХПП - хлебоприемного пункта). Поселился там странник Киселев, гору называем Киселевой, поселение - Горицей. Там была построена первая деревянная часовня во имя Святого Николая, было кладбище, хоронили пришлых людей. В настоящее время там много надгробных плит-памятников. Некоторые плиты заложены в стены складов для хранения зерна, многие валяются в оврагах и на берегу Камы. Надписи на плитах сделаны старославянским шрифтом.
После присоединения Казанского ханства к России началось освоение новых земель. Сначала были описаны все обработанные заселенные земли слободы, села, деревни. Население края было обложено податями, увеличились доходы казны. С целью получения больших доходов многие русские дворяне получали здешние земли в свою собственность. Большие земельные владения имел сенатор Донауров. О.А.Донаурова владела землями, где находилось с. Бетьки (там тоже был построен острог). Там же помещицей была Жадовская. Маслова и Родионов владели с. Масловкой, Воронцов был в с. Шумбуте, Раевские - в Троицком Урае, Зюзины - землями около с. Корноухово и т.д. В селе было много фамилий дворян России. Они не однофамильцы, а выходцы тех дворянских семей: Это Голицыны, Шереметьевы, Воронцовы, Орловы и др. Помещики переводили в край из центральных районов Русского государства крестьян для работы в своих новых поместьях. Их называли 'переведенцами'.
В крае стало больше появляться русских поселений. Казанские воеводы из предводителей превратились в правителей края.
Широкую раздачу земель стал проводить первый воевода Казани князь Петр Иванович Шуйский. Землю получали монастыри и дворяне, переведенные на службу в Казань. Значительная часть земель оставалась в собственности государства.
Никакой компании по выселению татарского населения, по утверждению Е.В.Липакова[1], не было. Розданы были только пустые земли. Общины татарских крестьян сохранили свой статус держателей-владельцев государственной земли, которой они имели в Казанском ханстве, лояльные к русским властям татарские феодалы и мелкие служивые люди остались собственниками своих владений и получили на них владенные грамоты от имени русского царя. Такие же владенные грамоты получали и русские дворяне. В фонде Поместного приказа (ф. 1209) Центрального государственного архива древних актов (г. Москва) в первом из четырех томов документов, составляющих единицу хранения под ? 1128 содержится писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 годов. Она сшита из 52 тетрадей и пяти листов, занимает 505 листов, является подлинным источником первой половины XVII века для изучения хозяйственно-экономической структуры землепользования Среднего Поволжья. Текст источника опубликован под названием 'Полевые книги'.
Земельный фонд Казанского уезда делился на следующие категории: частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые, ясачные, посадские земли и владения служилых казаков и пашенных стрельцов[2]. В XVII веке происходило развитие частновладельческого землевладения вширь и вглубь. Более трети угодий находилось в руках частных лиц. Среди частновладельческого землевладения основной являлась поместная форма собственности. Подавляющее число вотчинников было служилыми людьми, получившими свои поместные земли в вотчину в виде пожалования или приобретшими их в виде покупки. В Казанском крае было 589 поместных владений, из них 44 % принадлежало русским помещикам и 56 % нерусским служилым людям[3]. Получила распространение феодальная земельная собственность русских помещиков[4].
Перепись населения была проведена в 1647-1656 годах. Описание земель длилось почти 10 лет, проводилось оно комплексно. Им была охвачена вся территория громадного Казанского уезда, в котором располагались не только дворцовые, поместно-вотчинные и церковно-монастырские владения, сохранялись и ясачные угодья.
Описанием угодий руководили писцы Семен Васильевич Волынский и Петр Матвеевич Коротнев, а также дьяк Михаил Патрекеев. Все они были крупными специалистами своего дела, тесно связаны с краем, хорошо знали его особенности. Семен Васильевич Волынский участвовал в переписи монастырских и митрополичных вотчин в Казанском уезде еще в 1646 году. Он принадлежал к известному роду князя Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка, выехавшего из Волыни в Россию во второй половине XIV века. В лице Волынских московские великие князья нашли преданных слуг как в военной так и в административно-политической сферах. У истоков организации управления средневолжским краем после его завоевания стоял нижегородский дворецкий боярин Михаил Иванович Волынский, который в 60-х годах XVI века возглавил Приказ Казанского дворца[5]. Многие Волынские принимали деятельное участие в качестве воевод. В конце 20-х начале 30-х гг. XVII века Федор Васильевич Волынский являлся судьей Поместного приказа. Это известная дворянская фамилия в социально-политической жизни Казанского края играла далеко не последнюю роль.
Вторым руководителем описания был Петр Матвеевич Коротнев. Он был выходцем из средневолжских дворянств.
Дьяк Михаил Патрекеев принимал неоднократное участие в проводившихся переписях. Им оформлено много документации, выдано наказов, выписей, данных. Еще до включения в бригаду казанских писцов М.Патрекеев имел уже определенный опыт земельных переписей. К описанию было привлечено значительное количество подъячих. В сохранившихся документах известны фамилии Федора Иванова и Якова Звягина[6].
В своей работе писцы сверялись с документальными материалами, удостоверяющими права владельцев на землю. Среди них всевозможные грамоты, челобитные, расспросные речи и другие разновидности актового материала и различные писцовые книги предыдущих лет: 1569-1570 гг. Н.Пелепелицына, 1600-1601 гг. Н.Саламыкова, 1601-1602 гг. В.Зузина, 1602-1603 гг. И.Болтина, 1620-1621 гг. Б.Пелепелицына, 1639-1640 гг. И.Ананьина. Писцы были наделены очень большими полномочиями: могли как наделять поместьями, так и отбирать их в казну[7].
Учет площадей пашни в середине XVII века произведен в десятинах (1,9 га). Подсчеты выполнены в основном правильно, скрупулезно. Писцовое описание охватило 564 поселения Казанской губернии по пяти административно-территориальным единицам - 'дорогам' края. Описание 1647-1656 годов выявило масштабы хозяйственно-экономического освоения региона. Материалы книги Волынского показывают, что освоение земель Казанского уезда проводилось в двух направлениях: с одной стороны основывались новые селения, с другой - осуществлялось оживление пустошей и укрупнение уже существующих поселений. Писцы отметили одну особенность административного устройства Казанского уезда - существование внутри него самого 'внутренних' уездов - Лаишевского, Сарапульского и Тетюшского. Данное описание было очень ценным для характеристики форм феодальной собственности на землю в нашем крае в первой половине XVII века. Описание земель осуществляли по Зюреиской, Галитцкой, Алатской, Арской дорогах.
Книги полевые начаты со вступления: 'Книги полевые государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Русии Казанского уезду и починкам и заимищам и пустошам, и казанцов-дворян и детей боярских, и вдов, и недорослей и иноземцев, новокрещенных мурз и татар и всяких чинов по местным и вотчинным, и Митрополита Казанского и Свияжского, и монастырским и церковным, и всяким землям - пашенным и непашенным землям и перелогом и порослям и сенным покосом, что по государеву указу мерено длинники и поперечники в десятины государевою саженью, письма и мера писцов Семена Васильевича Волынского, Петра Матвеевича Коротнева да диака Михаила Патрекеева'[8].
По Ногайской дороге описана Рыбная Слобода на Каме. 'Пашенная земля обмерена, ржаное и яровое поля за Лучкою да за Ефтифеиком Трофимовыми, да за Гришкою Матвеевым сыном Бормотова, за Стенькою Кузьминым, за Матюшкою Никитиным, за Гришкою Клементьевым сыном Оботуровым, за Офонькою Ивановым сыном Вятчениным, за Наумком Ларионовым сыном Шитыева, да за Ивашком Никитиным сыном Недоносковым, за Ивашком Фоминым да за Лучкою Трофимовым, да за Лукьяном, да за Антоном, да за Гурком Мининым, за Гордюшкою Васильевым сыном Бурундюковым, за Стенькою Семеновым сыном Шабердиным, за Гришкою Оботуровым описаны'[9].
В полевых книгах отмечены особенности землеиспользования в селе. 'Государева дворцовая слобода Рыбная на реке на Каме на берегу. И в тои слободе за крестьяны пашенная земля мерена в одном в яровом поле в мелочах, а с ряду с одного мерить было нельзе, потому что крестьяне пашню старую и с новорозчистми пашут через полосу в мелочи, и в городьбах через полосу, а не сряду с одного, и полями не разведена. А в оржаном и яровом полях для хлебные толоки немерено, а за кем сколько пашенные земли по мере, и то писано порознь'[10]. Более четверти всех земель уезда (28-39 %) принадлежало дворцовому ведомству. Несмотря на не прекращавшуюся в течение всего XVII века раздачу земель, этот фонд продолжал оставаться весьма значительным и в определенной степени пополнялся за счет так называемых 'отписок на государя', припуска в пашню 'бесхозных' пустующих земель, а также включения в фонд казенных угодий, просторов 'дикого поля'[11].
В писцовой книге содержится много сведений о различных формах феодальной собственности на землю, их соотношение между собой, об имущественной неоднородности господствующих слоев, о социальном составе населения, о типах и видах населенных пунктов, об особенностях административного устройства региона и многое другое.
Обширные земли раздавались светским и духовным феодалам. Стали создаваться монастыри - это укрепленные поселения монахов. Они были центрами по распространению христианства среди нерусских народов. Монастыри содействовали осуществлению политики христианизации. За стенами и башнями этих духовных центров располагались церковь, трапезная, жилой, больничный и хозяйственные корпуса. Беглые крестьяне любили оседать на монастырских землях. Монастырские крестьяне появились во второй половине ХVI века с возникновением Казанско-Спасско-Преображенского, Свияжско-Успенского, Богородицкого, Казанско-Троицкого и других монастырей. В XVII веке в них было около 2000 душ мужского пола[12]. Монастыри на территории наших волостей были в с. Панове - Красный завод и на реке Урайке - Троицко-Урайский в 5 км от нашего села. Они были мужскими. Монахи Красного завода делали кирпич, а Троицко-Урайского - ловили рыбу. В руках церквей и монастырей находилось 16-17 % общего объема земли[13].
В 1764 году все церковные земли были конфискованы. Эти земли стали государственными. Для управления этими землями была создана Коллегия экономии. Крестьян стали называть экономическими.
Кропотливо наш край был изучен Иваном Ивановичем Лепехиным (1740-1802) этнографом, действительным членом Петербургской академии наук России с 1768 года.
В 1768-1772 гг. И.И.Лепехин руководил экспедицией Академии наук в Поволжье, на Урал и в северные районы Европейской части России. В его трудах по этнографии, экономике, географии содержатся глубокие сведения о древних поселениях края, занятиях жителей, обычаях и традициях местного населения. Большой интерес представляют работы И.И.Лепехина 'Дневные записки по разным провинциям Российского государства в 1768-1769 гг.'.
Были и беглые крестьяне. Помещичьи крестьяне бежали за реки Каму и Волгу. Они стремились осесть здесь прежде всего на дворцовых, монастырских землях. Многие стремились записаться в податные, т.е. ясачные крестьяне, как их называли в крае. Эти крестьяне тоже предпочитали осесть на церковных и монастырских землях, где пользовались некоторыми льготами. Ясачные крестьяне находились в зависимости от государства, их еще называли государственными крестьянами.
Когда население Горицы увеличилось, на более ровном удобном месте между двумя оврагами - кладбищенским и заготзерновским - было основано новое поселение. Там уже был военный острог.
Для укрепления власти России на новых землях создавались органы административного и военного управления. Опорные пункты новой власти выглядели в виде укреплений старых военно-политических центров, городов и крепостей: Лаишев (1557 г.), Тетюши (1558 г.), Царевококшайск (1584 г.). Заселялись они русскими людьми.Дальше